Эксперты считают неудачной концепцию дизайна указателей улиц и домов в Москве
6 августа 2012 года
Архитектурно-художественная концепция размещения и дизайна указателей улиц и номеров домов, разработанная ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры для российской столицы не отвечает требованиям сегодняшнего дня, считают дизайнеры, урбанисты и градозащитники, опрошенные , - по мнению экспертов, городским указателям не хватает читаемости, единого стиля и интерактивной информации.
В конце минувшей недели столичный комитет по архитектуре и градостроительству сообщил, что разработана архитектурно-художественная концепция размещения и дизайн указателей наименований улиц и номеров домов, целью которой являются типизация дизайна указателей в Москве с учетом местоположения объектов в структуре города, увеличение их размера для магистральных улиц, а также приведение в единую колористическую систему.
По данным ведомства, разработчики дизайна предложили несколько стилей указателей для разных частей города - "Старый город", "Срединная зона города 1", "Средняя зона города 2" и "Современный город". Согласно концепции, на жилых домах и других строениях на пешеходных улицах в исторической зоне столицы будут использоваться таблички с золотыми буквами названия улицы и номера дома на коричневом фоне в золотой фигурной рамке. На многоэтажных зданиях в центре города (но не для домов-памятников архитектуры) предлагается размещать указатели с черным и синим текстом на белом фоне в синей фигурной рамке, а на многоэтажных домах и строениях вне центральной части Москвы - указатели в синей фигурной рамке с синим текстом на белом фоне. Синие прямоугольные рамки с черным и белым текстом на белом и синем фоне соответственно предназначены в свою очередь для домов и строений в срединной зоне города, отдаленной от центра города. Названия районов создатели концепции предложили размещать на крышах домов - это будут отдельно стоящие буквы белого цвета. Кроме того, предложен дизайн и отдельно стоящих указателей домов и улиц - квартальный и рядовых указателей, а также указателей, размещенных на опорах, вблизи метро и на остановках общественного транспорта.
ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Вместе с тем, по мнению учредителя и главного редактора портала Designet.ru Александра Матвеева, подход к внешнему виду указателей оказался формальным.
"То, что я увидел, чудовищно, убого, все делалось формально. Это система, вывернутая на изнанку: предлагается распилить куски пластика и сделать какие-то надписи. Но это уже есть", - подчеркивает собеседник агентства.
По его мнению, чтобы получился хороший проект навигации по Москве, надо ставить указатели там, где это удобно горожанину - как пешеходу, так и автомобилисту.
При этом, настаивает эксперт, подобные указатели должны быть с подсветкой, а в ряде случаев - еще и интерактивными, чтобы можно было свериться с данными интернета.
"На некоторых указателях должна быть указана не только улица и номер дома, но и полный объем информации. А сейчас мы в очередной раз видим профанацию. Это напоминает очередное освоение денег", - сетует Матвеев.
Не понравилась концепция "ГлавАПУ" и координатору движения "Архнадзор" Наталье Самовер.
"Лично я нахожусь в шоке от увиденного. Это ниже всякой критики, явно разработано без привлечения специалистов по навигации и профессиональных дизайнеров. Жалкий результат", - признается она.
Среди недостатков указателей, посмотреть образцы которых можно на сайте Москомархитектуры, собеседница называет плохую читаемость, невнятный шрифт, а также отсутствие названий улиц на латинице.
"Как мы игнорировали интересы иностранцев, так мы их и продолжаем их игнорировать. А в результате того, что буквы на надписях объемные, зимой они будут забиваться снегом", - говорит Самовер.
Эксперт движения "Друзья Зарядья", соучредитель Territory Development Institute Петр Кудрявцев вообще характеризует предложения по дизайну элементов городской навигации в Москве как "заигрывание с прошлым".
"То, что предложено, не похоже на современный дизайн. Более того, в золотых буквах, которые с трудом прочитаешь, есть что-то от азиатской роскоши, но в этом совсем нет практичности. Буквы должны быть жирными и контрастировать с фоном - белые на синем или на любом другом темном фоне, чтобы это было сразу видно", - категоричен он.
В свою очередь сопредседателю социально-культурного фонда "Созидание" Ирине Дружининой хотелось бы видеть большее единообразие в вариантах уличных указателей.
"Однообразный дизайн указателей будет восприниматься автомобилистами гораздо лучше. Если еще и дизайн указателей будет разным, то при таком обилии рекламы в городе дорожная ситуация только ухудшится. Важно, чтобы указатели легко находились взглядом и легко воспринимались", - развивает она свою мысль.
ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Все эксперты, опрошенные , согласны, что подход к системе навигации по Москве надо менять.
"В Москве очень слабо развита сеть дорожных и уличных указателей. Было бы целесообразно повесить указатели с названием улицы на каждом доме, а не только вначале и в конце улицы и на двух языках: мы же мировая столица. Нам в целом надо ориентироваться на мировой опыт. Например, в европейских городах задолго до поворота уличные знаки и указатели предупреждают автомобилистов. Названия улиц и сейчас достаточно деликатны, но, на мой взгляд, у нас должен быть свой цветовой бренд, как алый цвет в Лондоне или как темно-зеленый в Париже", - считает, в частности, архитектор, профессор МАРХИ Михаил Хазанов.
При этом, как настаивают собеседники агентства, решения по внешнему виду столичных указателей должны приниматься с учетом мнения общественности и при привлечении к разработке дизайна представителей профессионального сообщества на конкурсной основе.
"Удивляет, что сразу предлагают готовый вариант, без конкурсов и общественных слушаний. Я вот узнала о разработанной концепции как о свершившемся факте, как и все", - признается Самовер.
Как предполагает она, скорее всего, разработчик дизайна московских указателей выбирался на тендере в рамках закона о госзакупках, и им стала компания, предложившая меньше всего денег.
Между тем, подчеркивают и Матвеев, и Кудрявцев, вопросы, касающиеся городской среды, должны решаться на творческом конкурсе, где талантливые люди могли бы предложить свои варианты дизайна и расположения табличек, а также формы навигационного взаимодействия с горожанами.
"Любая вещь, которая касается интересов города, должна быть разработана после определения победителя через конкурс или через интернет-предложения. Ни в коем случае она не должна делаться закрыто от горожан", - настаивает архитектор-урбанист, руководитель архитектурного бюро "Платформа" Ирина Ирбицкая.
Идея использования интернета для получения предложений по дизайну элементов навигационной системы в Москве близка также Самовер: "Неплохо было бы сопровождать такие предложение интернет-голосованием, например, чтобы жители сами могли высказаться, что они думают про эти варианты. А профессиональные дизайнеры должны были бы судить их".
Матвеев же в заключении призывает обязательно учесть при разработке уличных указателей в Москве то, как сегодня современный горожанин ориентируется в пространстве.
"Поверьте, люди, которые могли бы разработать это с точки зрения дизайна и информационного наполнения профессионально, а значит, качественно, есть в столице", - уверен дизайнер.
По данным арт-директора Ильи Рудермана, проводившего специальные исследования на тему уличной навигации, сейчас в Москве действует около десяти разных противоречащих друг другу информационных систем, а в уличных указателях используется больше 25 разных шрифтов и шрифтовых типографических композиций.
Ранее пресс-секретарь столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев рассказывал агентству, что власти Москвы в третьем квартале 2012 года собираются дать оценку качества информационной навигации в городе, на основе чего будет создана комплексная Система городской ориентирующей информации (СГОИ). Планировалось, что СГОИ объединит городской наземный и внеуличный транспорт, уличные, домовые и дорожные указатели, информационные сервисы аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, причем все элементы ориентирующей информации будут снабжены специальной меткой, или программным кодом, который может быть "считан" мобильным телефоном. Для обсуждения проекта городской навигации предлагалось организовать общественное обсуждение с участием жителей города и экспертизой со стороны профессионального сообщества.