СПЧ призывает снять с рассмотрения Госдумы законопроект о СМИ-"иностранных агентах"
1 марта 2013 года
Совет при президенте РФ по правам человека (СПЧ) считает, что законопроект о СМИ - "иностранных агентах" противоречит Конституции страны и Европейской конвенции о защите прав человека. Правозащитники не поддерживают документ и полагают целесообразным снять его с рассмотрения.
Впервые законопроект, который обязывает все СМИ, получающие иностранные гранты, информировать об этом своих читателей, был внесен в Госдуму 24 июля 2012 года, однако позднее был отозван автором, депутатом-единороссом Евгением Федоровым. Он изменил текст законопроекта "с учетом официального отзыва правительства". В ноябре прошлого года документ был снова внесен в Госдуму.
"Предлагаемый законопроект представляется избыточным, концептуально ошибочным и противоречащим Конституции Российской Федерации. Его цель не оправдана реальными потребностями российского общества, а использованные для ее достижения правовые средства способны лишь затруднить функционирование российского рынка СМИ, подорвать основы публичного правопорядка в сфере свободы массовой информации", - говорится в заключении, опубликованном на сайте СПЧ.
Кроме того, в документе отмечается, что рассматриваемый законопроект повлечет нарушение статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и, как следствие, - многочисленные обращения в Европейский суд по правам человека, в том числе со стороны зарубежных участников медиа-рынка.
Члены СПЧ также указывают на то, что положения законопроекта лишены необходимой правовой определенности, что может, в частности, привести к их произвольному применению.
Авторы заключения также опасаются, что в категорию "СМИ - иностранные агенты" могут попасть российские издательские дома, телерадиокомпании и другие массмедиа, которые распространяют свою продукцию за рубежом, получая денежные средства от иностранных источников. Кроме того, в их числе могут оказаться СМИ, которые распространяют свою продукцию на территории РФ, получая денежные средства от иностранных рекламодателей, или принадлежат иностранным компаниям.
Заключение СПЧ было принято консенсусом в результате заочного обсуждения и направлено властям страны.