Друг детства Че Гевары верит в его идеи и не любит "правых" из США
14 июня 2013 года
Для жителей небольшого аргентинского городка Альта-Грасия в провинции Кордоба Че Гевара - прежде всего не революционер общемирового масштаба, а человек, чье детство и отрочество прошло в их родном городе.
В доме-музее Че, прожившего в Альта-Грасия 11 лет, собираются как те, кто лично его знал и помнит, так и те, для кого важно то, что оставил после себя легендарный повстанец.
Уже десятый год вторую декаду июня власти проводят "Неделю Че", когда в город со всего мира приезжают неравнодушные к Че люди, чтобы увидеть тех, кто его знал лично. В этом году на празднование 85-летия Че пришел Ариэль Видоса - друг детства революционера.
Восьмидесятилетний Видоса живет рядом с Альта-Грасией, в городке Карлос-Пас. На встречу друзей Че он пришел вместе со своим внуком. Видоса полон сил и энергии - в течение часа он рассказывал о своих совместных с Че детских и юношеских проделках, заставляя зал из более, чем сотни присутствующих время от времени взрываться от хохота. А во время личной беседы он заставляет почти что физически ощутить, насколько крепки его политические убеждения.
"Сегодня Че важен, прежде всего, для молодых. Почему? Потому что в мире все еще очень и очень много социальной несправедливости", - говорит он, и в его речи чувствуется особая тональность, - легкое растягивание гласных, характерное только для этих мест.
"Почему эта несправедливость все еще существует? Почему в сегодняшнем мире кто-то обладает большим, а кто-то меньшим? Мы же все приходим в этот мир одинаковыми. Почему же у одних сразу же появляются дома, богатство, какое-то огромное количество вещей, а у других ничего этого нет?", - говорит он, и, кажется, что именно эти же самые вопросы более семидесяти лет назад они обсуждали с человеком, чей портрет позже появится на миллионах футболок по всему миру.
"Мир-то как раз держится на бедных людях. Если бедные в один прекрасный день прекратят работать, то на следующий день все богачи умрут от голода. Они ничего не умеют делать. Так жить невозможно, именно в этом смысл того, что Че оставил сегодняшней молодежи", - продолжает он.
Видоса очень не любит правых, и особенно - правых из США, тех, кто настаивает на агрессивной внешней политике. "Янки сегодня вмешиваются во внутренние дела стран во всем мире, они пытаются завладеть нефтью на Ближнем Востоке, - так, как они сделали это в свое время в Боливии, откуда вывезли природных богатств на миллионы долларов, а бедняки в Боливии продолжали умирать с голоду", - говорит он.
"Но им уже осталось немного. Коммунизм, или социализм, или идеи справедливости - как их не называй, - но те идеи, за которые боролся Че, - победят", - без каких-либо сомнений в голосе продолжает Видоса.
При этом он не разделяет идеи о том, что образ Че сегодня превратился в некую "торговую марку", гарантирующую коммерсантам обязательную прибыль, и не имеющую ничего общего с тем, что думал и о чем мечтал революционер.
"Действительно, изображение Че слишком часто становится объектом продажи. Но ведь одновременно таким образом распространяется и его образ, вызывается интерес к его идеям. Если эта коммерциализация идет не только с целью наживы, если его идеи не передергиваются - то я не вижу в этом ничего плохого. И потом - образ Че Гевары принадлежит всему миру", - говорит он.
Тем не менее, в семье революционера многие отрицательно относятся к подобной рекламе, отмечает Видоса. "На одном из прошлых мероприятий, посвященных Че, я беседовал с одним из его родственников. Прощаясь, говорю ему - увидимся в следующем году. Но он мне ответил, что больше, скорее всего, не придет - слишком тяжело ему видеть то, что образ Че стал объектом коммерциализации. И действительно, больше он уже не приходил", - с грустью в голосе замечает Видоса.