Американские банковские гиганты обвиняются в манипуляциях потребителями - агентство
20 апреля 2012 года

Федеральное бюро защиты прав потребителей США начало расследование в отношении крупнейших американских банков, которые подозреваются в манипуляции потребителями и обманном вовлечении их в так называемые "программы использования овердрафта" (overdraft protection program, OPP) по их дебетовым картам, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на информированные источники.

Фигурантами расследования являются девять организаций, среди которых JPMorgan Chase, Wells Fargo, Bank of America Corp., US Bancorp. Предметом расследования являются применяемые банками механизмы по убеждению клиентов в необходимости участия в OPP. Представители бюро намерены исследовать рекламные и иные материалы указанных организаций, которые, по их мнению, могли ввести в заблуждение держателей карт.

Кроме того, Бюро намерено выяснить систему расчетов комиссий, взымаемых банками за овердрафт (перерасход средств по карте). В прошлом году американцы выплатили 31,6 миллиарда долларов таких комиссий, из которых 4,3 миллиарда заработал Wells Fargo. Причем их сумма отличается в зависимости от "калибра" банка: крупнейшие игроки рынка взимают 35 долларов, региональные банки - 25 долларов.

Банк мотивирует потребителя на участие в OPP тем, что даже при отрицательном балансе на карте или чековой книжке у него есть возможность провести транзакцию и совершить оплату покупки или услуги. Не участвующие в программе держатели карт не имеют возможности совершать какие-либо действия при достижении нулевого баланса.

Директор бюро Ричард Кордрей (Richard Cordray) ранее заявлял, что его ведомство находится в контакте с другими регулирующими органами и намерено разработать план совместных действий в отношении банков до конца года. "Мы определенно предпримем меры против банков, которые злоупотребляют доверием потребителей и применяют мошеннические маркетинговые схемы", - сказал Кордрей.

Законодатели и активисты в области защиты прав потребителей в США уже долгое время критикуют кредитные организации за программы, подобные OPP. По их мнению, банки взимают слишком высокие комиссии, а кроме того, неверно предоставляют сведения о льготном периоде пользования овердрафтом (в течение которого не начисляются проценты), а также включают своих клиентов в программы автоматически, зачастую не получив согласия.

Между тем, эксперты скептично настроены относительно итогов расследования. Как считает главный консультант Центра за ответственное кредитование (Center for Responsible Lending) Ребекка Борн (Rebecca Borne), разоблачение манипуляций не приведет к их полному искоренению. "Нужны последовательные реформы сектора", - сказала она в интервью агентству. Кроме того, нужно установить "разумный размер комиссии, пропорциональный расходам, которые несут банки, возмещая овердрафт".