ФСФР не считает целесообразным ужесточать регулирование микрофинансовых организаций
12 мая 2012 года

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России не считает целесообразным ужесточать надзор и регулирование микрофинансовых организаций (МФО), так как это может привести к исчезновению рынка микрофинансовых услуг, сообщил журналистам в пятницу руководитель ведомства Дмитрий Панкин.

Глава ФСФР отметил, что микрофинансовые организации занимают особое место на рынке финансовых услуг, обслуживая клиентов, которые по каким-либо причинам не могуть получить банковские услуги. По данным регулятора, большая часть микрофинансовых услуг предоставляется в регионах России, в небольших городах, тогда как банковские услуги в основном предоставляются в крупных российских мегаполисах. В настоящее время в госреестре МФО 1,433 тысячи микрофинансовых организаций и 1,400 тысячи потребительских кооперативов.

"Мы оцениваем объем потребительских кредитов в 36 миллиардов рублей, что составляет около 0,7% от объема банковских кредитов, выданных российскими банками. Из этих 36 миллиардов рублей около 40% составляют кредиты, выданные на ведение бизнеса, 30% - потребительское кредитование, 10% - займы до зарплаты", - сказал Панкин.

Однако темпы роста объема кредитования микрофинансовыми организациями превышают темпы роста банковского кредитования, и "постепенно они (кредиты МФО - ред.) будут занимать более серьезное место на рынке", отметил глава ФСФР.

РЕГУЛИРОВАНИЕ LIGHT

По мнению Панкина, чтобы микрофинансовые организации могли дальше развиваться, к регулированию этого рынка нужно подходить осторожно.

"Если очень зарегламентировать и зарегулировать этот рынок, то я думаю, что мы этот рынок убьем. У банков жесткие нормативы, жесткие требования, жесткие правила ведения бизнеса. (...) Если мы будем последовательно усиливать требования к надзору, к контролю за рисками и к капиталу МФО, то часть из них перейдет в разряд банков, а другие уйдут опять в тень, и будут такие незарегистрированные "общаки". Нам бы этого не хотелось, поэтому считаем, что должен быть надзор или регулирование light", - сказал глава ФСФР.

Он добавил, что вряд ли стоит строить регулирование микрофинансовых организаций по примеру банковского надзора.

"В дальнейшем регулировании можно идти в увеличении требований к минимальному капиталу, к соотношению риска к капиталу, то есть некий аналог банковских требований. Но у меня большие сомнения по целесообразности такого пути, наверное, лучше идти по пути саморегулируемых организаций (СРО). Сейчас кредитные кооперативы в обязательном порядке должны быть членами СРО, есть смысл, наверное, распространить это требование и на микрофинансовые организации, чтобы в обязательном порядке МФО были членами СРО. Далее саморегулируемые организации пусть устанавливает стандарты, правила работы и т.д. По крайней мере, будет не такое жесткое регулирование", - заявил Панкин.

РИСКИ МФО

Как отметил глава ФСФР, рынок микрофинансовых услуг в настоящее время имеет "две точки риска" - непрозрачность информации о скрытых комиссиях и процентных ставках микрозаймов и незаконное привлечение микрофинансовыми компаниями средств физлиц во вклады.

"Человек не очень искушенный в финансовых вопросах может владеть не полной информацией о процентной ставке, о скрытых комиссиях, поэтому могут быть проблемы. Клиенты могут быть обмануты", - сказал Панкин.

Незаконное привлечение денежных средств от физлиц в "достаточно рискованный" сектор также может быть опасно для потребителей микрофинансовых услуг.

ФСФР в настоящее время ведет проверки около 100 микрофинансовых организаций. По словам Панкина, наиболее распространенные нарушения МФО - нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

"Это, прежде всего, непередача информации о тех сделках, которые попадают под обязательный контроль, отсутствие у компаний утвержденных внутренних правил", - рассказал глава ФСФР.

В дальнейшем ведомство планирует внести изменения в КоАП, регламентирующие дифференциацию штрафов для МФО.

"Такие поправки уже согласованы с Минфином, сейчас находятся на рассмотрении в правительстве. Возможно, целесообразно законодательно вводить запрет на рекламу займов компаний, не обладающих статусом банков, МФО, кредитного кооператива", - добавил Панкин.

В целом, по мнению главы ФСФР, российский рынок микрофинансовых услуг не имеет серьезных системных проблем.

"Системной угрозы нет. Есть проблемы, но их можно решить в рабочем режиме, можно предотвращать нарушения прав потребителей на этом рынке", - заключил он.