БИДСТРУП Херлуф
10 сентября 2012 года
В понедельник исполняется 100 лет со дня рождения датского художника-карикатуриста и общественного деятеля Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) (1912-1988).
Ниже приводится биографическая справка.
Датский художник-карикатурист и общественный деятель Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup) родился 10 сентября 1912 года в Берлине (Германия).
Отец Бидструпа был датчанин, работал маляром и художником-декоратором, в свободное время занимался живописью. Он много путешествовал по миру, в Берлине познакомился с матерью Херлуфа, и женился на ней.
Херлуф Бидструп начал рисовать с раннего детства. Первым его учителем и критиком был отец, который много рассказывал сыну о своих поездках.
Во время Первой мировой войны отец Херлуфа был арестован по подозрению в шпионаже. После его выхода из тюрьмы семья переехала в Данию.
В старших классах школы Бидструп по вечерам начал рисовать масляными красками и посещать художественное училище, где изучал геометрию, проекцию, законы перспективы, рисовал углем гипсовые бюсты. Это была необходимая подготовка к поступлению в Академию художеств.
С 1931 по 1935 годы он учился в Королевской Академии Художеств в Копенгагене (Дания). По вечерам Бидструп рисовал углем натурщиков, в свободное время делал зарисовки людей в движении - на улице, в трамвае, в кафе. По окончании академии он подрабатывал художником в рекламе велосипедных гонок, делал рисунки для ревю.
Время обучения Херлуфа Бидструпа совпало с ухудшением международной обстановки. Его первой серией карикатурных рисунков были карикатуры на Адольфа Гитлера, которые впоследствии были напечатаны в антифашистском журнале "Культуркампен". Под рисунками были напечатаны цитаты из речи Гитлера, серия была помещена под общим заголовком: "Рисунки Бидструпа. Текст Адольфа Гитлера". Затем в журнале были помещены и другие антифашистские рисунки художника.
Рисунки в "Культуркампен" (Kulturkampen) привлекли к себе внимание, и художнику предложили ежедневно помещать серии карикатур в крупной датской ежедневной газете "Берлингске-тиденде" (Berlingske Tidende), для которой он сделал около 70 рисунков.
В 1936 году ему предложили временно замещать художника в правительственной газете "Сосиал-демократен" (Socialdemokraten). Херлуф начал осваивать специальность газетного художника: вначале он рисовал небольшие виньетки и делал зарисовки театральных премьер, иллюстрировал новеллы в воскресных номерах газеты. Затем он начал рисовать сатирические рисунки на политические темы. Объектами сатиры были испанский генерал Франсиско Франко, итальянский диктатор Бенито Муссолини, политические деятели нацистской Германии Герман Геринг и Йозеф Геббельс.
После успешной публикации в нескольких воскресных номерах газеты его рисунков-рассказов без слов, их стали помещать в газете каждое воскресенье. Благодаря этим сериям Бидструп остался работать в "Сосиал-демократен". Вскоре его юмористические рисунки стали печатать газеты других скандинавских стран.
В 1943 году художник вступил в запрещенную в Дании Коммунистическую партию и начал рисовать для ее нелегальной газеты "Ланд ог фольк" (Land og folk). Его карикатуры также печатались массовым тиражом в виде открыток. Вырученные от их продажи деньги поступали в фонд партии.
Несмотря на анонимность карикатур, почерк художника был хорошо узнаваем и вместе с женой и маленьким сыном он до конца Второй мировой войны вынужден был жить в небольшом дачном доме под Копенгагеном. Одновременно с нелегальной работой для Компартии Бидструп посылал рисунки и в "Сосиал-демократен".
В 1945 году появился первый легальный номер газеты "Ланд ог фольк" с рисунком художника. В последующие годы его карикатуры ежедневно печатались в этой газете. Херлуф ушел из "Сосиал-демократен", хотя он и был самым высокооплачиваемым сотрудником.
Рисунки Бидструпа делились на бытовые юмористические зарисовки и серии сатирических политических карикатур. По словам карикатуриста, он приступал к созданию рисунка только после подготовки текста, подбирая материал к карикатурам во время чтения газет и из повседневной жизни.
Сюжетом для его юмористических работ были отношения между родителями и детьми, подчиненными и начальниками, влюбленными, соседями; объектом сатиры - высокомерие, тщеславие, неблагодарность, любопытство.
Серии бытовых карикатур Бидструпа обычно состояли из нескольких сценок небольшого масштаба, размещенных на одном листе и "читающихся" слева направо и сверху вниз, как текст на печатной странице - по сути художник рисовал комиксы. Рисунки очень динамичны и в последовательных эпизодах, как кадры кинофильма, дают возможность проследить развитие событий и состояний участников маленьких "драм" и "трагикомедий". Бидструп создавал в своих сериях определенные, легко узнаваемые человеческие типы и характерные ситуации, забавные и парадоксальные или имеющие более широкое общественное значение.
Сюжетом политических карикатур становились конкретные политические ситуации.
В послевоенные годы художник временами прерывал свою повседневную работу из-за поездок за границу. Путешествуя, он делал зарисовки и заносил в блокнот все, что видел. Эти рисунки публиковались в "Ланд ог фольк" с его собственным текстом.
В 1952 году в составе датской делегации художник впервые посетил СССР.
Рисунки Херлуфа Бидструпа были выставлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург).
На счету художника свыше 5 тысяч рисунков.
Серийные рисунки Бидструпа неоднократно издавались отдельными альбомами в Дании и в других странах, в том числе в СССР и в России.
Художник также создал серии зарисовок из поездок по Чехословакии (1948, 1952), СССР (1952) и другим странам.
Бидструп был лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1964).
Херлуф Бидструп умер 26 декабря 1988 года в городе Аллеред (Дания).
Именем художника названо одно из пограничных патрульных судов РФ